- Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
- — В Рос. Федерации создаются с целью организации педагогического процесса, позволяющего предупредить дезадаптацию детей с нарушениями в психофизическом развитии в условиях образовательного учреждения, обеспечить коррекцию нарушений здоровья и отклонений в развитии детей, восполнить пробелы дошкольного развития и первоначального школьного обучения, преодолеть трудности в усвоении учебных дисциплин.С.(к.) о.у. находятся в ведении Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ. Комплектование образовательных учреждений осуществляется Медико-педагогическими комиссиями (МПК), Психолого-медико-педагогическими консультациями (ПМПК) и Психолого-медико-педагогическими консилиумами школьными на основе диагноза ребёнка, определяющего потребность в специализированной программе обучения.С.(к.) о.у. работают по специальным программно-методическим рекомендациям по осуществлению коррекционно-воспитательной работы и специальным образовательным программам. При определении содержания обучения учитываются как общие задачи образования и воспитания учащихся, так и специальные коррекционные задачи.Осуществляется единый, целостный подход к личности ребёнка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания, чтобы постепенно вырабатывать у ребёнка объективное отношение к своим возможностям.Образовательные учреждения располагают специально оборудованными учебными кабинетами, лабораториями и мастерскими. Осуществляется внеклассная работа и дополнительное образование детей. Проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции и преодолению недостатков в развитии. Большое значение уделяется подготовке детей к их дальнейшей жизни, выбору жизненного пути, профессиональной ориентации.О системах образовательных учреждений в зависимости от видов нарушений в здоровье и развитии детей см. в статьях: Зрение, Слух, Нарушения двигательные, Задержка психического развития, Коррекционно-развивающее обучение, Нарушения интеллекта, Нарушения в психофизическом развитии у детей, Нарушения сложные, Детский дом для слепоглухих.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 272-273)Ч430См. также Детский дом для слепоглухих, Задержка психического развития, Зрение, Коррекционно-развивающее обучение, Нарушения в психофизическом развитии у детей, Нарушения двигательные, Нарушения интеллекта, Нарушения сложные, СлухЧ430.4
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.